Программа волонтерского движения доу 6

Наименование программы

Основания для разработки
программы

Цель программы:
Задачи программы:

Паспорт программы:
Программа волонтёрского движения «Доброта сердец» в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждение «Детский сад № 6 «Красная шапочка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию воспитанников.
 Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
 Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
 Всеобщая Декларация Добровольцев (2001
г.);
 Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч.
2 ст.19, ст. 30);
 Федеральный закон «Об образовании»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт
ДО;
 Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
 Концепция содействия развитию благотворительной
деятельности и добровольчества в Российской Федерации,
одобрена распоряжениемПравительства Российской Федерации
от 30 июля 2009 г. № 1054-p;
 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об
общественных объединениях»;
 Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ
«О государственной
поддержке
молодежных
и
детских
общественных
объединений»;
 Федеральный закон от
11
августа
1995 г.
№135-ФЗ» «О
благотворительной
деятельности
и
благотворительных организациях»;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года.
Документы, регламентирующие деятельность волонтерского
движения
в
«Детском
саду
№
6
«Красная
шапочка» общеразвивающего
вида
с
приоритетным
осуществлением
художественно-эстетического
развития
воспитанников:
 Основная
общеобразовательная
программа
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 6 «Красная шапочка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию воспитанников
 Положение
о
волонтерском
движении
в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждение «Детский сад № 6 «Красная шапочка»
Приобщение старших дошкольников к волонтёрской
деятельности как форме гражданского соучастия, реальной
помощи и поддержки тех, кто в ней нуждается.
- познакомить детей с понятиями «волонтёр», «волонтёрская
деятельность»;
- дать представление о традиционных формах гражданского
участия и взаимопомощи людей друг другу;
- учить детей правильно вести себя в природе и обществе,
учитывая просьбы, желания, потребности других людей, живых

организмов;
- формировать у дошкольников такие социально - значимые
качества личности, как активность, отзывчивость, милосердие,
трудолюбие, умение сочувствовать и сострадать.
Формы и методы обучения - социально-коммуникативные (беседа, дискуссия, помощь);
- моделирование игровых ситуаций (сюжетно-ролевые игры);
воспитанников
- проблемно-поисковые (исследование, метод проектов);
(интерактивные)
- рефлексивные;
- ИКТ.
Разработчики программы
Заведующий
Старший воспитатель
Воспитатель (ответственный за волонтерское движение)
Педагоги, воспитанники, родители (законные представители),
Участники
социальные партнеры.
Целевые ориентиры на
 ребенок
обладает
установкой
позитивного,
этапе освоения
гуманного отношения к миру, к разным видам труда,
Программы
другим людям и самому себе;
 положительно оценивает взаимопомощь людей друг другу;
 старается подчиняться правилам и нормам поведения,
принятым в обществе, проявляет социальную активность;
 способен учитывать интересы и чувства других
(сопереживать неудачам и радоваться успехам), оказывать
посильную помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается.
Предполагаемые
 Сформируются предпосылки этических представлений;
результаты к 6-7 годам
 Сформируются у ребенка под влиянием приобретаемого
опыта общения и коллективной деятельности способности
сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и
печали как свои собственные;
 Осознают и чувствуют несправедливость как по
отношению к себе, так и по отношению к другим
(любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям);
 Понимают
эмоциональное
состояние
другого
человека, испытывают необходимость оказания социальной
помощи, поддержки, гуманного отношения;
 Внимание к другим, постепенное осознание своих
гражданских прав и обязанностей способствует тому, что
ребенок приучается быть неравнодушным к чужому горю,
проблемам,
старается понимать чувства, переживания,
поступки, мысли другого человека.

Упавшему помоги встать.
Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.
И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.
(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка).

1. Целевой раздел программы.

Пояснительная записка.
Человек – существо социальное. Основу требований, предъявляемых к новому
поколению, составляют категории социальных переживаний. Сегодня стало
очевидным, что обществу нужна социально зрелая личность, обладающая
милосердием, гуманностью, умением сочувствовать и сопереживать, оказывать
действенную, практическую помощь тем, кто в ней нуждается. Не секрет, что
процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью,
приносящей пользу людям.
Задача дошкольного образовательного учреждения, педагогов и родителей это не дать иссякнуть маленькому источнику тепла, нежности, терпения и любви.
Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых, а также
сверстников, они чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности
и пренебрежения.
Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя,
а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, «братьям нашим
меньшим» - животным. Что такое милосердие? Само слово говорит само за себя –
иметь доброе, милое сердце. Быть готовым всегда помочь кому-нибудь, не
посмеяться над чьей-то бедой, а суметь пожалеть, помочь, простить, просто из
чувства сострадания и человеколюбия.
Формировать гуманные представления у детей дошкольного возраста с
помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у
детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
В чем же должна проявляться эта способность? В умении относиться к
другому как к самому себе, понимать, что другому может быть больно и
неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную
боль, извиняться, если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами
друзей. В чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши
дети выросли честными, добрыми, отзывчивыми. И очень хочется, чтобы
воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что
значительно повышает предъявляемые к нему требования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования: «…ребёнок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности» (п. 4.6.)
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в
процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость,
честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению
нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
На современном этапе одним из направлений развития и образования детей
является социально - коммуникативное развитие.
Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества.
В
настоящее
время интенсивно
внедряют
в
работу
инновационные технологии. Поэтому основная
задача педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с
детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной
социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых
социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений,
изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на
социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из
главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности
ребёнка к школе, в частности.
Поэтому мы используем технологию эффективной социализации «Дети волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми,
помощь старших
дошкольников
младшим. Педагоги помогают
старшим
дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить,
рисовать и т. д.
В настоящее время большое значение уделяется добровольческому труду.
Волонтёр в переводе с французского «volontaire» – доброволец. Именно
волонтёрская деятельность предполагает проявление у человека таких жизненноважных качеств, которые, к сожалению, сегодня в нашем обществе не так часто
встречаются. Институт волонтёрства широко распространен во многих странах.

Труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым и в России.
Однако потенциальные возможности приобщения детей дошкольного возраста к
волонтёрской деятельности недостаточно используются в практике работы
дошкольных учреждений.
Основная цель Программы: приобщение старших дошкольников к
волонтёрской деятельности как форме гражданского соучастия, реальной помощи
и поддержки тех, кто в ней нуждается.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «волонтёр», «волонтёрская деятельность»;
- дать представление о традиционных формах гражданского участия и
взаимопомощи людей друг другу;
- учить детей правильно вести себя в природе и обществе, учитывая просьбы,
желания, потребности других людей, живых организмов;
- формировать у дошкольников такие социально - значимые качества
личности, как активность, отзывчивость, милосердие, трудолюбие, умение
сочувствовать и сострадать.
Стратегические принципы современной системы дошкольного образования:
- признание уникальности личности каждого ребенка со стороны всех
участников образовательного процесса и создание условий для его самореализации
в качестве социального субъекта;
- обеспечение единства воспитательных, образовательных, развивающих
задач, в процессе реализации которых у ребенка формируются эмоциональная
отзывчивость, способность к волевым усилиям, желание следовать нормам и
правилам гуманного поведения;
- учет принципа возрастных возможностей и особенностей воспитанников:
отбор доступной информации о добрых делах и поступках волонтеров,
позволяющей обогатить социальный опыт детей старшего дошкольного возраста;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости.
В ходе реализации Программы у воспитанников сформируется отношение:
 «Я - общество» - осознание ребенком своего места в мире человеческих
отношений приводит к ориентации на определенные формы гражданского
соучастия.
 «Я - другие» - дошкольник осознает необходимость сопереживания,
сочувствия по отношению к людям, живой природе.
 «Я - другой» - осуществляется изменение поведения ребенка под
непосредственным воздействием взрослого.
Волонтерская деятельность дошкольника это:
 помощь в обеспечении экологического благополучия
пространства;

окружающего

 благотворительная деятельность в отношении различных категорий
граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных
групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями;
 благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда
милосердного отношения к ним;
 пропаганда здорового образа жизни и др.
 Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем
оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в
удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Планируемые результаты освоения Программы с детьми подготовительной
группы:
Психологи утверждают, что старший дошкольный возраст - благоприятный
период проявления гуманных качеств личности. Близкое и даже далекое
социальное окружение является для шестилетних детей значимой стороной
действительности. Ребенок начинает воспринимать другого человека, возникают
психологические предпосылки для формирования различных этических
представлений.
А.В. Запорожец в качестве центрального феномена социализации эмоций
рассматривает «формирование у ребенка под влиянием приобретаемого опыта
общения и коллективной деятельности способности сочувствовать другим людям,
переживать чужие радости и печали как свои собственные» (Запорожец, 1981).
Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по
отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов,
к друзьям, родителям). Учитывая проявление чувства справедливости, можно
рассчитывать на понимание ребёнком эмоционального состояния другого
человека, необходимости оказания социальной помощи, поддержки, гуманного
отношения.
Внимание к другим, постепенное осознание своих гражданских прав и
обязанностей способствует тому, что ребенок приучается быть неравнодушным к
чужому горю, проблемам, старается понимать чувства, переживания, поступки,
мысли другого человека (С.А. Козлова).
Целевые ориентиры на этапе освоения Программы:
- ребенок обладает установкой позитивного, гуманного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе;
- положительно оценивает взаимопомощь людей друг другу;
- старается подчиняться правилам и нормам поведения, принятым в обществе,
проявляет социальную активность;
- способен учитывать интересы и чувства других (сопереживать неудачам и
радоваться успехам), оказывать посильную помощь и поддержку тем, кто в ней
нуждается.

2. Содержательный раздел Программы.
Основная идея Программы заключается в организации волонтерского
движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей
ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную
деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных
изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных
навыков:

Для
дошкольников:
• развитие
коммуникативных
способностей;
• опыт
ответственного
взаимодействия
• лидерские навыки
• исполнительская
дисциплина
• инициативность

Для
родителей
(законных
представител
ей):
• при организации
совместной
деятельности
учитывать опыт
детей,
приобретенный в
ДОУ
• создавать в семье
благоприятные
условия для
организации
совместной
деятельности,
способствующей
эффективной
социализации

Для педагогов:
• принимать
активное участие в
волнерском
движении в ДОУ
• изучить
психологопедагогическую
литературу,
технологию
эффективной
социализации
дошкольников
• повысить уровень
педагогической
компетенции,
разработать
методические
рекомендации по
организации
волонтерства в
ДОУ
• распространить
опыт работы
педагогическому
сообществу

Методические приемы:
Беседы: «все начинается со слова «Здравствуй»», «Умеешь ли ты дружить?»,
«Если с другом вышел в путь», «Как мы можем позаботиться о младших», «Мы защитники малышей», «Наши добрые дела», «Умнее тот, кто уступает», «Что
значит быть добрым», «Я и мы», «Не жди, когда тебя попросят о помощи, помоги

сам», «Гости в дом - радость в нем», «Кого мы назовем - хороший человек», «Как
ты понимаешь слово заботливость».
Чтение: Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо- не вежливо»,
М. Плашковский «Уроки дружбы», Я. Аким «Яблоко», русская народная сказка,
«Гуси-лебеди» А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник», Э. Шим «Брат и
младшая сестра, «Не смей обижать»
Игровые упражнения:
«До свидание милое создание», «Передай свое настроение». Дидактические
упражнение: «Добрые слова малышам», «Как хорошо с тобой дружить»,
«Поделись хорошим настроением», «Почему ты так думаешь», «Как сказать, чтоб
не обидеть» Обыгрывание и обсуждение ситуации.
Конечный результат:
У детей сформировываются эмпатические отношения, выражающиеся в
сопереживании, сочувствии к малышам. Происходит становление адекватного и
внутреннего дифференцированного образа «Я».
Подготовительные этапы работы Программы:
1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров
2 этап. Формирование волонтёрского движения.
3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
1этап. «Социально-психологическая подготовка волонтёров»:
Для подготовки детей к данному виду деятельности необходимо провести
следующие мероприятия:
1. Беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое
добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как
поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Кто такие волонтёры».
2. Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы
добра: «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т.д.
3. Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки
добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В.
Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын» и т.д.
4. Слушание песен: «Будьте добры!» - автор текста Санин А., композитор
Флярковский А.; «Дорога добра» - автор текста Энтин Ю., композитор Минков М.
5. Игры: Игра «Объятия», Игра «Аплодисменты по кругу», «Менялки
игрушек,
Игра
«Тропинка», «Гномики»,
Игра «Раздувайся
пузырь»,
Игра «Паровозик», «Пирамида любви» и т.д.
2 этап. «Формирование волонтёрского движения»:
Создание волонтёрского отряда необходимо начинать с разработки
визуального ряда, а именно эмблемы, костюма, флага и т.д. - это послужит
мотиватором и символизирует суть волонтёрского движения. Ввести заповеди
волонтера, девиз, гимн.

3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»:
- учить малышей навыкам самообслуживания (одеваться, раздеваться,
умываться);
- игры с младшими дошкольниками: пальчиковые, подвижные, сюжетноролевые и игры по правилам, игры на прогулке и т.д., где они понимают свою
значимость в качестве наставника;
- изготовление подарков для малышей, родителей, бабушек и дедушек;
- поздравление с календарными праздниками и. д.
Это способствует к формированию положительных, доброжелательных,
коллективных взаимоотношений.
4 этап. «Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий»,
например:
- акция «Сохрани жизнь! Сбавь скорость!» - призыв водителей выбирать
разумную скорость, что от них зависит жизнь детей и взрослых;
- акция «Пристегни самое дорогое»;
- акция «Георгиевская ленточка». У детей сформируются такие нравственные
качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям,
населяющим эту землю;
- акция «Помоги птицам зимой», «Лучшая кормушка». У детей воспитываются
любовь к птицам и заботливое отношение к ним;
- акция «Помоги пойти учиться»;
- акция «Апельсин» - учить детей проявлять заботу, помогать детям, которые
живут в приюте, детском доме. Учить быть не равнодушными, отзывчивыми;
- акция «Крышечки возможностей»;
С детьми волонтёрами проводим рефлексию. Каждый оценивает свой вклад в
достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы,
увлекательность и полезность.
Возможные риски реализации Программы и меры по их устранению.
Риски реализации проекта
1.Родители не посещают
мероприятия. Чрезмерная
загруженность родителей.

2.Сложности внедрения основ
волонтерского движения в
образовательную программу
«Детского сада №19 «Чебурашка»

Меры по их устранению
1. Расширение наглядной агитации.
2. Реклама деятельности через
взаимодействие детей, детей и
родителей.
3. Мотивация с помощью поощрения
(грамоты, дипломы, сувениры).
4. Индивидуальные беседы.
1.Интеграция с другими
образовательными областями.
2.Реализовать в различных формах
образовательной деятельности.

3.Недостаточный уровень
методической подготовки педагогов
для организации волонтерского
движения.
4.Предполагаемые результаты не
достигнуты.

1. Повышение квалификации
педагогов через участие в обучающих
семинарах, вебинарах и т.п.;
2.Проведение родительских клубов с
целью просвещения и поддержки
волонтерского движения.
1.Пересмотреть календарный план и
содержание серии мероприятий.
2.Дальнейшая подготовка родителей
к реализации проекта

Социальное партнерство.
Подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего
человека – гражданина новой России может осуществляться в условиях
социального партнерства. Организация сотрудничества с социумом формирует
устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних
регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к
школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника,
способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность
реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует
профессиональную компетентность педагога.
Сетевое взаимодействие осуществляется в рамках:
- обучающих семинаров («Как рассказать ребенку о волонтерстве», и т.д.);
- проведение совместных волонтерских акций («Колядки», «Скажем спасибо
ветерану» и т.д.);
- проектная деятельность «Доброе сердце» (помощь бездомным животным);
- социально-значимая деятельность (участие в акции «Собери макулатуруспаси дерево», «День добрых дел»);
- тематические встречи с представителями партнерских организаций в детском
саду, проведение совместных благотворительных акций.
Примерное планирование работы
по приобщению детей к гражданскому соучастию, реальной помощи и поддержки
тех, кто в ней нуждается

1

Тема
Учимся
понимать
чувства других
людей

Совместная деятельность воспитателя с детьми
НОД: «Почему один человек должен понимать
состояние другого человека?», «Путешествие в мир
милосердия».
Игры: «Угадай настроение», «Кубик», «Живые куклы»,
«Помоги сказочному герою».
Упражнения: «Нарисуй настроение», «Определение
чувств у других людей», «Руки знакомятся, руки

2

3

4

ссорятся, руки мирятся», «Передай настроение»,
«Мешочек печали, грусти, обиды».
Игровые ситуации: «Как помочь другу выздороветь?»,
«Сестренка заболела», «Братик плачет», «Папа
расстроен», «Мама устала».
Беседы на тему: «Мой самый грустный день», «Умеем
ли мы сочувствовать другим?».
Чтение и анализ художественных произведений (стих.
Е.Благининой «Посидим в тишине» и пр.).
Концерт «Доброта спасет мир»
Пожилые люди НОД: «Проявление заботы и внимания к пожилым
людям», «Бабушка и дедушка на заслуженном отдыхе».
Упражнения: «Как поступить?», «Учимся помогать
другим», «Мои пожелания для бабушки (дедушки)».
Игровые ситуации: «Уставший дедушка», «Грустная
бабушка».
Чтение и анализ рассказа В. Сухомлинского
«Раскаяние».
Взаимодействие с пожилыми людьми.
Концерт «Мы благодарны вам».
Изготовление поделок для одиноких, пожилых людей
«Подарок своими руками».
Изготовление поделок для ветеранов труда, ветеранов
войны «Цветы благодарности».
НОД: «Проблемы и потребности людей – инвалидов»,
Люди с
ограниченными «Право людей – инвалидов на помощь и поддержку».
возможностями Игровая программа «Мы все – друзья!» Игры: «Общий
круг», «Передай движение», «Передай настроение»,
здоровья
«Волшебный колокольчик», «Что в тебе и во мне
(инвалиды)
общего», «Волшебное ожерелье», «Я - твой друг, и ты мой друг» и пр.
Упражнения: «Дерево желаний», «Подарок другу»,
«Коробка переживаний».
Чтение и анализ отрывка из книги В. Короленко
«Слепой музыкант».
Ручной труд «Я умею делать сам».
Организация совместной выставки художественного
творчества.
Досуг «Дружат дети всей земли…».
Театрализованное представление «В гостях у сказки».
Участие в акции «День инвалидов».
НОД: «Растительный мир как часть живой природы»,
Забота
«Скорая помощь для растений», «Берегите и защищайте
человека о
деревья».
растительном
Выставка творческих работ детей «Кубань наша – нет
мире природы

5

Отношение
человека к
животным

6

Забота
человека о
птицах и
насекомых

тебя краше».
Уход за растениями.
Экологические марши «Чистый участок».
Чтение и инсценировка экологических сказок.
Рисование на тему: «Мои любимые цветы».
Досуг «Прикоснись к природе сердцем».
НОД: «Отношение человека к животным», «Животные,
обитающие в уголке природы», «Можно ли обижать
домашних животных?»
Игры: «Собака – поводырь», «Доброе животное».
Упражнения: «Кто прав?», «Как поступить?»
Беседы на тему: «Мое любимое животное», «Как помочь
животному, попавшему в беду?», «Почему собаку
называют другом человека?»
Уход за обитателями живого уголка «Братья наши
меньшие».
Праздник: «Земля – наш общий дом»
НОД: «Птицы - наши помощники», «Насекомые в жизни
человека».
Игры: «Птенцы», «Муравьи», «Божья коровка»,
«Курица с цыплятами».
Беседы на тему: «Не жалейте для птиц ни зерна, ни
крошек…», «Почему нужно оберегать насекомых?»
Рисование «Домик для птиц», «Рисуем праздничный
наряд для бабочек».
Ухаживание за птицами «Домик для птиц». Участие в
подкормке птиц.
Досуг: «День птиц».
Игры: «Птенцы», «Муравьи», «Божья коровка»,
«Курица с цыплятами».

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда .
Основные параметры
1. Наличие обучающего и развивающего характера предметнопространственной среды, соблюдение возрастного принципа ее организации.
2. Направленность содержания среды на расширение представлений
дошкольников о волонтерском движении, формирование уважительного
отношения к волонтерам, чувства гражданственности.
3. Возможности среды для включения дошкольников в специально
организованные мероприятия, проводимые в рамках малого волонтерского отряда.
Предметно-пространственная среда предполагает создание в группах
атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и уважительного
отношения к другим людям и миру природы, оформление уголков по
волонтерскому движению.

С учетом возрастных особенностей детей педагоги могут разместить
доступный наглядно-демонстрационный материал о том, какую помощь и
поддержку оказывают волонтеры; специальную серию дидактических и
развивающих игр, обогащающих социальный опыт дошкольников.
Средства обучения
1. Методические материалы.
2. Художественная литература.
3. Иллюстративный материал.
4. Папки-передвижки на тему: «Деятельность волонтерских отрядов России».
5. Cлайд – фильмы, видео материалы о волонтерском движении.
6. Фотоматериалы на тему: «Добрые дела и поступки близких мне людей».
Правила волонтеров:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
9. Доводи дело до конца!
10. Будь примером!
11. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
12. Помни, что твоя сила и ценность — в твоём здоровье.
13. Вместе мы сила!
14. Кто, если не я!
Девиз:
Из каждой капельки добра
Зарождается река!
Мы - волонтёрское движенье!
Для всех примером быть должны,
Развеять страх и все сомненья.
«Капельки добра» - зовемся мы!

Примерный план работы волонтерского движения с детьми
Сентябрь
«Что в тебе и во мне общего» - доброжелательное отношение к окружающим
людям;
«Будь здоров!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Совершай добро» - учить детей бережно относиться к природе.
Октябрь
«Мы - веселые ребята», «Дружба» - доброжелательное отношение к окружающим
людям;
«Я умею делать сам» - воспитание трудолюбия;
«Веселый старт» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Братья наши меньшие» - учить детей бережно относиться к природе.
Ноябрь
«Веселый - грустный» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Добрые дела» - воспитание трудолюбия;
«Здоровье – наша сила!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
Декабрь
«Собери цветы благодарности» - доброжелательное отношение к окружающим
людям;
«Умеешь сам – научи другого» - воспитание трудолюбия;
«Прокачусь я с горки ледяной» - воспитывать потребность здорового образа
жизни;
«Польза домашних растений» - учить детей бережно относиться к природе.
Январь
«Ах, снег, снежок!» - воспитание трудолюбия;
«Путешествие к медвежонку» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Дом для птиц» - учить детей бережно относиться к природе.
Февраль
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Своими руками» - воспитание трудолюбия;
«Не хворай, дружок!» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Проводы зимы» - учить детей бережно относиться к природе.
Март
«Добрые эльфы» - доброжелательное отношение к окружающим людям;
«Посажу цветочек маме» - воспитание трудолюбия;
«Весенний марафон» - воспитывать потребность здорового образа жизни;

«Зайку бросила хозяйка» - учить детей бережно относиться к природе.
Апрель
«Путешествие в волшебную страну» - доброжелательное отношение к
окружающим людям;
«Разукрасим наш участок» - воспитание трудолюбия;
Май
«Ты, да я, да мы с тобой» - доброжелательное отношение к окружающим;
«С добротой по жизни» - воспитание трудолюбия;
«Лесная сказка» - учить детей бережно относиться к природе.
Июнь
«Чужих детей не бывает» - формирование нравственных качеств у детей;
«Разноцветный мир» - учить детей бережно относиться к природе;
«Быть здоровым – это модно» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
Июль
«Моя семья – мое богатство» формирование нравственных качеств у детей;
«Красота природы» - учить детей бережно относиться к природе.
«Закаляйся вместе с нами» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
Август
«Заботимся о здоровье» - воспитывать потребность здорового образа жизни;
«Твори добро» - учить детей бережно относиться к природе.
«Делу – время, потехе – час» - воспитание трудолюбия;

Список литературы
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. Ильясова А.А. Основы духовно-нравственного воспитания дошкольника.М.: «Академия развития», 2008.
3. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., 2006.
4. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития
детей. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
5. Катигина Е.А.Праздники в детском саду. Как ребята-дошколята в сказку
попали - Ярославль: «Академия развития», 2006.
6. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь…- Ярославль: «Академия
развития», 2000.
7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие
для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2009.
8. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно.- М.:
«Просвещение», 2009.
9. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитаем с детства.- М., 2002.
10. Панфилова А.П. Теория и практика общения.- М.: ОИЦ «Академия», 2009.
11. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет.- М.: «Просвещение»,
2012.
12. 500 лучших детских игр/ Сост. А.Г. Бочарова, Т.М. Горева, В.Я.Окунь.- М.:
Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002.
13. Рыжова Н.А. Не просто сказки. – М.: Линка -ПРЕСС, 2002 г.
14. Семенака С.И. Учим сочувствовать и сопереживать.- М.: Аркти, 2008.
15. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. - Мозырь: ООО ИД «Белый
Ветер»,2004.
16. Столярова В.И. Чтобы дети росли добрыми.- М.: «Просвещение», 2010.
17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога
родителям.- М.: «Просвещение», 1996.
18. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: «Прометей»,
2003.
19. Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития
дошкольников / Сост. О.Л. Князева. — М.: Мозайка- Синтез, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».