\ План непосредственно-образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников 1 Пояснительная записка. В «Детском саду №6 «Красная шапочка» функционирует 4 группы общеразвивающего вида, из них: 1 группа раннего возраста с 1 -3 лет; 2 группа младшего возраста с 3-4 лет; 3 группа старшего возраста с 5-6 лет; 4 подготовительная к школе группа с 6-7 лет. В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. При этом задачи и содержание образовательной работы представлены в Программе по всем четырем психологическим возрастам, что позволяет педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста. Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6—7 годам), а образовательные задачи и содержание образовательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к возрастам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных областей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6). 2 В Программе устанавливается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, не превышает 40%. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов; отражает специфику детского сада, условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обязательная часть реализуется с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему развитию. Протокол №2/15 от 20.05.2015г.). Часть, формируемая участниками образовательных отношений учитывает видовую принадлежность Учреждения, интересы и особенности воспитанников, запросы родителей (законных представителей) и реализуется на основе парциальных программ: Программа ««Непоседы» хореография Программа «Шахматы для малышей» Программа «Физкультоша» Программы направлены на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценного физического развития, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни. Программы определяют примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры), – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми), – познавательно - исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как: – восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), 3 – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), – двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Компонент ДОУ составлен с учетом приоритетного направления детского сада, интересов детей, запросов родителей и наработок педагогов: составительская программа «Непоседы» реализуется через хореографический кружок «Непоседы» - руководитель Евстафьева Ю.В. составительская программа «Шахматы для малышей» реализуется через кружок «Шахматы для малышей» – руководитель Веретенникова С.В. составительская программа «Физкультоша» реализуется через спортивный кружок – руководитель Шмелева Е.Р. Обоснование учебной нагрузки План непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД) «Детского сада № 6 разработан в соответствии с: Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.07.2013г. №1155); Комментарии к ФГОС ДО Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28.02.2014г. №08249; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. N 1014); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13; Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему развитию. Протокол №2/15 от 20.05.2015г.); Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного 4 справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; Комментарии к ФГОС ДО Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28.02.2014г. №08249; Приказ Министерства образования и науки РФ от 15.012014г. №14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; Методические рекомендации по работе с примерной основной образовательной программой дошкольного образования и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, разработанные ФГАУ «ФИРО», 2016 г. Устав «Детский сад № 6». Продолжительность непосредственной образовательной (учебной) деятельности составляет: - ранний возраст с 1-3 лет - 8-10 минут; - младшая группа с 3-4 лет – 15 минут; - средняя группа с 4-5 лет – 20 минут; - старшая группа с 5-6 лет – 25 минут; - подготовительная к школе группа с 6-7 лет – 30минут. Нагрузка непосредственно образовательной деятельности на одного ребенка не превышает допустимой. Группа Ранний возраст Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготови тельная группа Кол-во занятий в день Кол-во занятий в неделю Кол-во дополнит-х занятий Нагрузка 1 занятия (мин.) Нагрузка дополнит-х занятий (мин) Общая недельная нагрузка Кол-во занятий Время 2 10 - 10 - 10 1 ч 40 м 2-3 11 - 15 - 11 2 ч 45 м. 2-3 11 1 20 20 мин. 12 4ч 3 13 2 25 3-4 13 3 30 50 мин. 15 1 час. 30 мин. 16 6 час.15 мин. 8 час. 30 мин. В раннем возрасте непосредственной образовательная (учебная) деятельность проводится как в первой половине дня, так и во второй половине. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной группах 45 минут и 1,5 часа соответственно. В 5 середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультурная минутка. Перерывы между периодами НОД не менее 10 минут. В группах раннего возраста НОД по лепке и аппликации чередуется через неделю. Во второй младшей группе НОД по лепке и аппликации чередуется через неделю, учебная деятельность по конструированию включена в вариативную часть (проводится в свободное время). В средней группе НОД по конструированию и аппликации чередуется через неделю. Занятия по художественной литературе включены в вариативную часть (проводятся в свободное от занятий время), в соответствии с рекомендациями Михайленко, Коротковой. Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает в себя три кружка. Дети имеют возможность выбрать 1из 3 кружков по интересам (в зависимости от возраста), что не превышает максимальной нагрузки на одного ребенка. Технология организации непосредственно образовательной деятельности Наличие в ДОУ специалистов позволяет организовать НОД как фронтально, так и по подгруппам. В группах раннего и младшего возраста - одна подгруппа занимается с воспитателем, другая - находится под присмотром младшего воспитателя, занимаясь самостоятельной игровой деятельностью. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста первая подгруппа занимается со специалистом, другая с воспитателем, что не увеличивает нагрузки на детей. Период проведения НОД устанавливается с 01.09.20 г. по 31.05.2021г. Учебный план включает в себя 36 учебных недель. Программа содержит систему низкоформализованных методов мониторинга промежуточных результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проводится два раза в год (сентября- октябрь, май) В организацию образовательного процесса включены каникулы: зимние, летние. Во время каникул проводятся занятия только эстетическиоздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства), развлекательные мероприятия. Учебные занятия не проводятся. 6 Реализация регионального компонента государственного образовательного стандарта. Реализация регионального компонента ФГОС ДО осуществляется через целенаправленное планирование в рабочих программах педагогов. Реализация РК осуществляется через разные формы организации детей: игра, беседы, экспериментирование, режимные моменты, целевые прогулки, наблюдения, экскурсии и мероприятия, организованные через социальное партнёрство с ЦГБ, ГЛК «гора Мельничная», ЦДТ, школа №1, городским краеведческим музеем. Учебный базисный план реализуется через примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы». Работа всех узких специалистов реализуется через примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы». 1 2 Название занятия Музыка Физкультура программа «От рождения до школы» «От рождения до школы»» автор Авторский коллектив 7 Учебный план образовательной деятельности на 2020-2021 учебный год Образовательн ые области Образовательная нагрузка Модули группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Кол-во часов в нед год нед год нед год нед Обязательная часть образовательного процесса Познавательно е развитие Речевое развитие Художественно -эстетическое развитие Физическое развитие Социальнокоммуникатив ное развитие Подготовительная к школе группа год нед год 1 36 1 36 1 36 1 36 Познавательноисследовательска я деятельность - Формирование элементарных математических представлений - Ознакомление с окружающим и социальным миром Развитие речи 1 36 1 36 1 36 1 36 2 72 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 Приобщение к художественной литературе Подготовка к обучению грамоте Рисование 1 36 1 36 0.5 18 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 Лепка 1 36 0.5 18 0.5 18 0.5 18 0.5 18 Аппликация Конструктивномодельная деятельность Физическая культура 1 - - 0.5 - 18 - 0.5 0.5 18 18 0.5 1 18 36 0.5 1 18 36 2 72 2 72 2 72 2 72 2 72 Формирование основ безопасной жизнедеятельности - - - - 0.5 18 0.5 18 0.5 18 Социализация, развитие общения - - - - 0.5 18 0.5 18 0.5 18 Итого занятий в обязательной части образовательного процесса 0.5 18 0.5 18 0.5 - 18 0.5 - 8 18 - 7 - 8 10 12 Часть, формируемая участниками образовательного процесса 1 36 1 36 1 Шахматы для развитие малышей 1 36 1 36 1 36 1 Физкультоша 2 72 2 72 2 Художественно Хореография -эстетическое развитие Итого занятий в части формируемой 1 4 4 4 Познавательное 36 1 36 36 72 1 2 36 72 4 участниками образовательного процесса Итого кол-во занятий в неделю Кол-во часов в неделю 9 не более 100 мин. – 1 ч 40 мин 11 12 14 не более 165 мин. 2 ч 45 мин не более 240 мин4 часа не более 325 мин5часов 25 минут 16 не более 480 мин8 часов 8