ПРОГРАММА ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА ДОУ6

1

Содержание
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Целевые ориентиры
1.5 Оценка результативности
1.6 Содержание Программы
Раздел 2.Содержательный
2.1 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программ
2.2 Индивидуализация процесса
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3 Раздел 3. Организационный
3.1 Методическое обеспечение реализации Программы
3.2 Ресурсное обеспечение программы
Раздел 4. Приложения
Приложение 1. Критерии оценивания результатов освоения Программы
Приложение 2. Комплексно-тематическое планирование LEGO-конструирование из
конструктора LEGO Duplo
Приложение

3.

Комплексно-тематическое

планирование

«Простые механизмы»
Приложение 4. Комплексно-тематическое планирование

Раздел 1. Целевой
Пояснительная записка

2

LEGO-конструирование

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и
продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не
сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше
образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность
воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном
образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от
того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском

саду, могу сказать, что

конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети
начинают заниматься

LEGO-конструированием, как правило, со средней группы. Включение

детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из
важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира
(величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской
деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов
конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на
основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей
постройки.

Для работы

уже используются

графические

модели. У детей

появляется

самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию
конструкторской деятельности в ДОУ. Образовательные ситуации носят более сложный характер,
в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора
стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его
исправления.
LEGO-конструкторы

современными

педагогами

причисляются

к

ряду

игрушек,

направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих
освоению культурного богатства окружающего мира.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные
перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной
базы

обучения

и

воспитания.

Одним

из

важных

условий

обновления

является

использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной
работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивноигровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том
3

числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать
средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с
замыслом.
Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний
день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ можно реализовать в
образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов и робототехники. Кроме того,
актуальность LEGO-технологии и робототехники значима в свете внедрения ФГОС ДО, так
как:


являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
обеспечивающих интеграцию образовательных областей (социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое и
физическое развитие);



позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме
игры (учиться и обучаться в игре);



формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной
личности, формирует навыки общения и сотворчества;



объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют
ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет
границ.
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой

деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет
внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному
техническому творчеству легла в основу авторской инновационной Программы.
В данном Программе обобщен теоретический материал по LEGO-конструированию,
предложены

собственные

способы

организации

обучения

конструированию

на

основе

конструкторов LEGO Duplo, LEGO – простые механизмы, LEGO WeDo. Составлены конспекты
НОД с использованием конструкторов LEGO.
Инновационность Программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Duplo и
LEGO WeDo в образовательный процесс ДОУ.
Программа разработана для педагогов ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273,
Федеральным

государственным

образовательным
4

стандартом

дошкольного

образования 17.07.2013г. №1155, с учетом Примерной основной образовательной
программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему развитию. Протокол №2/15 от 20.05.2015г.),
Основной образовательной программой Детского сада № 6».
Настоящая программа представляет собой часть, формируемую участниками
образовательных отношений и учитывает видовую принадлежность Учреждения,
интересы

и

особенности

воспитанников,

запросы

родителей

(законных

представителей)
1.2 Цель и задачи
Цель Программы: целенаправленное внедрение LEGO-конструирования и робототехники
в образовательный процесс ДОУ.
Задачи:
1. Организовать работу по применению LEGO-конструкторов в ДОУ начиная со второй
младшей группы.
2. Организовать работу с детьми среднего возраста по курсу LEGO – простые механизмы.
3. Организовать работу технической направленности с использованием программируемых
конструкторов LEGO WeDo для детей старшего дошкольного возраста.
4. Создать

LEGO-центры в группах.

5. Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO-технологией.
6. Повысить интерес родителей к

LEGO-конструированию через организацию активных

форм работы с родителями и детьми.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Программа дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в
ДОУ» реализуется с учетом возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Принципы, на которых базируется программа:
- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей
- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребенка,
уважение к личности ребенка)

5

- принцип дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности, индивидуальные
возможности ребенка)
- принцип непрерывности и системности
1.4 Целевые ориентиры
Планируемые итоговые результаты освоения Программы дополнительного образования
«LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:
У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предмет,
выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между

их

назначением и строением
Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развита

познавательная

активность

детей.

Воображение,

фантазия

и

творческая

инициативность.
Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться,
выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до
конца, планировать будущую деятельность.
Сформированы умения собирать и программировать простых LEGO-роботов, используя
компьютерные приложения.
Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединении;
об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов
крепления ее элементов.

Основная идея программы заключается в реализации
глубокого

содержания

образовательной деятельности

более широкого и
в детском саду с

использованием конструкторов LEGO.
Реализация идеи программы с использованием LEGO- технологии проходит в
нескольких направлениях.
1 направление:
В

ДОУ

предполагается

реализация

НОД

с

использованием

LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная
категория с 3 до 7 лет).

Системность и направленность данного процесса

обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной
6

деятельности

детского сада, реализуется в рамках образовательной области

«Познание», раздела «Конструирование», на основе методических разработок М.С.
Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения
ФГОС ДО».
LEGO- конструирование начинается с трех летнего возраста: детям младших
групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными
деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей
формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в
конструировании объекта.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте
дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять
этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы —
это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается
содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не
только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и
собственному замыслу.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать
свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным.
Особое

внимание

уделяется

развитию

творческой

фантазии

детей:

дети

конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом,
постройки становятся более разнообразными и динамичными.
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности.
Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и
творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играхтеатрализациях,

используют

LEGO

-элементы
7

в

дидактических

играх

и

упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим
миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых,
интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские
навыки, у детей

развивается

умение пользоваться схемами, инструкциями,

чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
2 направление:

– реализуется

расширение и углубление содержания

конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за
счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGOWеDо в рамках дополнительной образовательной программы кружка технической
направленности « Страна LEGO». Состав групп: 8-10 чел. Формирование группы
происходит по желанию воспитанников и является стабильным. Возрастная
категория: с 5 до 7 лет.
Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в
программе LEGO- WеDо. Организация образовательной деятельности, на данном
этапе, выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми;
3 направление - предполагает активное обучение педагогов

LEGO –

технологии робототехника, как за счет курсовой подготовки, так и организации
обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:


личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);



природосообразности (учитывается возраст воспитанников);



сотрудничества;



систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности

обучения;


«от простого – к сложному».

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по
замыслу.
 Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что
8

нужно построить (например, изображение или схема).
 При конструировании по условиям — образца нет, задаются только
условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для
собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
 Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без какихлибо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его
в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования
лучше остальных развивает творческие способности дошкольников.
Обучение по данной программе осуществляется по 4 этапам:
1. Установление взаимосвязей.
2. Конструирование.
3. Рефлексия.
4. Развитие.
5.Установление взаимосвязей.
При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на
те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Конструирование.
Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание
моделей

и

практическую

реализацию

идей.

Занятия

с

образовательными

конструкторами знакомят детей с тремя видами конструирования:
1. Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе
которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет
им прийти к пониманию определѐнной совокупности идей.
2.

Исследование,

проводимое

под

руководством

воспитателя

и

предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети
строят модель, используемую для получения и обработки данных.
3. Свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в
процессе которого дети делают модели по собственным проектам.
Рефлексия.
9

Возможность обдумать то, что они построили и запрограммировали, помогает
дошкольникам более глубоко понять идеи, с которыми они сталкиваются в процессе
своей деятельности на предыдущих этапах. Размышляя, дети устанавливают связи
между полученной ими новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также
предыдущим опытом. На этом этапе воспитатель получает прекрасные возможности
для оценки достижений воспитанников.
Развитие.
Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы.
Поддержание

такой

мотивации

и

удовольствие,

получаемое

от

успешно

выполненной работы, естественным образом вдохновляют дошкольников на
дальнейшую творческую работу.
Этапы реализации проекта:
Первый

этап

(подготовительный:

сентябрь

-

декабрь)

–

изучение

возможностей внедрения LEGO -технологий в образовательный процесс ДОУ, нализ
имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование
программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов,
организация

начального

материально-технического

обеспечения

LEGO –

конструирования.
Второй этап (внедренческий: январь - апрель) - практическое осуществление
экспериментальной деятельности: организация работы LEGO - центра, подведение
и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки
программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов
по более широкому использованию возможностей LEGO - центра в образовательном
процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастерклассов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение
возникающих в процессе работы проблем;
Третий этап (обобщающий: май – август) – осуществление распространения
опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая
обработка; осуществление презентация полученных результатов.
10

Формы и методы используемые для реализации программы:
Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных
фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций,
дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);
Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы,
беседы, дискуссии, моделирование ситуации)
Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая
деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование
ситуации, конкурсы, физминутки).
Необходимые ресурсы, используемые в проекте:
Воспитанники детского сада;
Педагоги детского сада;
Родители воспитанников;
Материально-техническое оснащение:
Конструкторы ЛЕГО DUPLO, LEGO WeDo, технологические карты,
книги и CD диски с инструкциями;
Компьютер, проектор, экран.
Дидактический материал:
Наглядно-демонстрационный
Технологические карты
Методы оценки
Проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента, включающего
в себя исследование технического творчества воспитанников.
Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в
конструкторской деятельности, участие и заинтересованность

родителей

в

совместной творческой деятельности.
Оснащенность
достигнутых

результатов

LEGO –

центра,

позволит

экспериментальной
11

определить

деятельности,

качество
определить

эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в
целом обеспечит положительный результат эксперимента.
1.6 Содержание Программы
Основная идея Программы заключается в реализации более широкого

и глубокого

содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов
LEGO.
Реализация Программы с использованием LEGO-технологии проходит в нескольких
направлениях.
Направление 1
Использование

LEGO-конструкторов с младшего дошкольного возраста (возрастная

категория с 3 до 5 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается
включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада,
реализуется в рамках совместной деятельности с детьми.
LEGO-конструирование начинается с трехлетнего возраста. Детям предложен конструктор
LEGO Duplo. Дети знакомятся с основными деталями конструктора
скрепления элементов, у детей формируется

LEGO Duplo, способами

умение соотносить с образцом результаты

собственных действий в конструировании объекта.
Направление «Простые механизмы» 2
С 5 лет конструктивная деятельность усложняется. Детям предлагается курс LEGOконструирования «Простые механизмы», который разделен на 3 части: зубчатые колеса; оси;
рычаги. Дети знакомятся с подвижными постройками, такими как карусель, катапульты,
манипуляторы, тележки, шлагбаумы, и т.д. Возрастная категория детей с 5 до 6 лет
Направление «Робототехник» 3
Реализуется

расширение и углубление содержания конструкторской деятельности

воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых
конструкторов нового поколения LEGO WеDо. Дети собирают и учатся программировать простые
модели-роботы LEGO через приложения в компьютере. Первые роботы LEGO WeDo.
Направление «Робототехник» для детей от 6 до 7 лет. Данное направление помогает
положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного
представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в
окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические
знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому

12

творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать
гипотезы.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы отбирались и используются
исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Для реализации
содержательного раздела Программы используются следующие средства:
1. Наличие оборудованного помещения (LEGO-центры с конструкторами нового
поколения).
2.

Сотрудничество

с

социальными

институтами

города:

МАОУДО

«Центр

информационных технологий».
3. Взаимодействие с семьей.
Образовательная деятельность с детьми по Программе реализуется в образовательных
событиях,

в

самостоятельной,

совместной

деятельности

и

индивидуальной

работе,

с

использованием таких методов, как: наглядный, словесный и практический. Совместная
деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации
работы с воспитанниками.
2. Индивидуализация процесса
Цель индивидуализации при реализации Программы состоит в создании условий для
осознания ребенком себя индивидуальностью и максимального раскрытия индивидуального
потенциала каждого ребенка. Для обеспечения индивидуализации необходимо, чтобы ребенок:
- имел возможность выбора
- получал опыт осознания того, что его свобода от других состоит в его способности
- получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу»
преобразовываются в «могу»
2.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При организации совместной с семьями необходимо придерживается следующих
принципов:
- открытость для семьи;
- сотрудничество с родителями детей;
- обеспечение единые подходов к развитию личности ребенка;
- главный принцип - не навредить.

Перспективы развития
13

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в детском саду
условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности
дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что
позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки.
В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации
ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации
своих успехов, но и закладываются истоки

профориентационной работы,

направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
Возможности использования
Программа

адресован

педагогам

ДОУ,

педагогам

дополнительного

образования в рамках внедрения ФГОС ДО.
Оценка результативности
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
дополнительного образования «LEGO-конструирование и робототехника в ДОУ»:
- проведение мониторинга на каждом возрастном этапе, включающего в себя исследование
технического творчества воспитанников;
- заинтересованность дошкольников в конструктивной деятельности, степень активности
ребенка в ней;
- степень заинтересованности и участия родителей воспитанников в совместной творческой
конструктивной деятельности;
- оснащенность LEGO-центров позволит определить качество достигнутых результатов в
конструктивной деятельности, определить эффективность и результативность работы.
Критерии оценивания результатов освоения Программы см. в Приложении 1.

Заключение
Выводы

и

оценка

продуктивности

реализации

проекта

планируется

сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате

успешной реализации проекта планируется достижение

следующих результатов:
1.

Создание в ДОУ новых условия обучения и развития

дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного
процесса с использованием
группы),

LEGO – конструирования (начиная с младшей

в рамках реализации основной части образовательной программы

детского сада.
14

2.

Выраженная

активность

родителей

в

совместной

образовательной

деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
3. Внедрение

дополнительного

кружка

в

ДОУ

по

техническому

конструированию.
В результате обобщения работы над проектом ожидается получить следующие
продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных учреждений и
учреждениями дополнительного образования:
1. Программа
использованием

дополнительного
конструкторов

образования

LEGO

(с

по

конструированию

приложениями

с

перспективно-

тематического планирования по 2 возрастным группам; конспекты занятий);
2. Программа экспериментальной деятельности;
3. Модель LEGO - центра (с методическими рекомендациями по организации
работы в LEGO центре: правила работы в LEGO центре, схема-алгоритм работы с
конструкторами LEGO, технологические карты сборки конструкторских моделей,
рабочая тетрадь дошкольника по образовательной робототехнике (для 6-7 лет);
4. Совместные детско-родительские проекты, мастер-классы.
Реализация программы значима для развития системы образования, так как
способствует:
Обеспечению работы в рамках ФГОС ДО;
Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
Повышению профессионального уровня педагогов;
Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
В результате обобщения предполагается диссеминация результатов:
освещение опыта в СМИ,
принятие участия в конкурсах различного уровня организационнометодической

направленности

по

темам,

деятельность в ДОУ,
15

отражающим

инновационную

принятие участия в конкурсах

и фестивалях

робототехники и

технического творчества.
3 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
1.
Методическое обеспечение реализации Программы
 Аленина Т.И, Енина Л.В, Колотова И.О, Сичинская Н.М, Смирнова Ю.В. Шаульская Е.Л
«Образовательная робототехника во внеурочной деятельности дошкольников: в условиях
внедрения ФГОС НОО: учеб.- метод. пособие» / М-во образования и науки Челяб. обл., Челябинск: Челябинский Дом печати, 2012.


Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.



Дыбина О. В. «Творим, изменяем, преобразуем»; М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.



Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения

ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.


Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»; Творческий

центр «Сфера», 2005 г.


Комарова Л. Г. «Строим из Лего»; М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.



Мирошина Т.Ф, Соловьева Л.Е, Могилёва А.Ю, Перфильева Л.П. «Образовательная

робототехнка в ДОУ» Челябинск: Взгляд, 2011.


Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду»4 М.: Творческий центр «Сфера»,

2012 г.


Дополнительная

образовательная

программа

познавательно-речевой

направленности

«Легоконструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru
2.

Ресурсное обеспечение программы

Для реализации Программа используются специально оборудованное помещение «LEGOцентры», оборудованные конструкторами нового поколения LEGO Duplo, LEGO Wedo. Так же
используются демонстрационная доска, технические средства обучения (ноутбук, проектор,
мультимедийные устройства), презентации и тематические учебные фильмы, технические карты,
наглядно – демонстрационный материал.

Примерный учебно-тематический план
1 год обучения
(3-4 года)
16

Количество часов

Название темы

теория практика всего

п/п
1.

Вводное

занятие. Знакомство с «ЛЕГОШЕЙ» и

1

1

лего-классом.
2.

Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра

2

2

детей или знакомство с ЛЕГО продолжается

3.

Познакомить с новыми названиями и назначением
деталей

конструктора.

Изучение

3
3

типовых

соединений деталей.
Показать и рассказать, где и для чего они
используются. Закрепить полученные навыки в
конструировании.
4.

Развитие

фантазии

и

воображения

детей,

2

2

1

1

2

2

3

3

закрепление навыков построения устойчивых и
симметричных моделей
5.

Развитие фантазии и воображения детей, развитие
умения передавать форму объекта средствами
конструктора; закрепление навыков скрепления

6.

Рассказать об особенностях сказочных построек.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки. Развивать творческую инициативу,
самостоятельность.

7.

Свободная тема. Творческое конструирование по
замыслу

детей.

Спонтанная

игра.

Конструирование по замыслу. Подвижная игра
«Лего на голове»
8.

Транспорт. Конструирование по образцу

1

1

9.

Гараж для машин.

1

1

Конструирование по образцу
Итого:

16

17

ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(дети 4-5 лет)
№

Название темы

Количество часов

п/п

теория практикавсего
1.

Вводное

занятие. Знакомство с ЛЕГОШЕЙ и

1

1

лего-классом.
2.

Конструирование

по показу разных видов

2

2

растений: деревья, цветы.
3.

Конструирование по показу животных

3
3

4.

Машины

помощники

(конструирование

2

2

На границе тучи ходят хмуро. (конструирование

1

1

2

2

3

3

транспортных средств)
5.

военной техники по показу)
6.

Мы

построим новый дом (конструирование по

схеме)
7.

Конструирование

по схеме (совершенствование

умений)
8.

Конструирование по образцу

1

1

9.

Конструирование по образцу и схеме

1

1

Итого:

1
6

ПЛАН ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(дети 5-6 лет)
№
п/п

Название темы

Количество часов
теория

1.

Вводное

занятие. Разноцветная лесенка

2.

Конструирование по схеме

практика

1

1
12

18

всего

1

2
3.

Конструирование по образцу

7

7

4.

Конструирование способом «Мозаика»

4

4

5.

Конструирование по образцу и схеме

2

2

6.

Конструирование по творческому замыслу

2

2

7.

Конструирование

2

2

2

2

по образцу и творческому

замыслу
8.

Конструирование по технологической карте
Итого:

32

ПЛАН ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(дети 6-7 лет)
№

Название темы

Количество часов

п/п

теория практика всего

1.

Вводное

занятие.

1

2.

Конструирование по схеме

1
10

1
0

3.

Конструирование по образцу

5

5

4.

Конструирование способом «Мозаика»

3

3

5.

Конструирование по образцу и схеме

4

4

6.

Конструирование по творческому замыслу

5

5

7.

Конструирование по образцу и творческому замыслу

1

1

8.

Конструирование по технологической карте

2

2

9.

Составление схем

1

1

Итого:

3
2

Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга
Оценка

эффективности

образовательной

деятельности осуществляется

с

помощью

педагогической диагностики достижений детьми планируемых результатов освоения Программы.
19

В процессе мониторинга изучаются характеристики образования детей на соответствующих
уровнях дошкольного образования, путем наблюдений за ребенком и экспресс-диагностики.

Игры, развивающие логическое мышление
1. Классификация
"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора
Лего.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена
модель.
"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога. При
определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху",
"посередине", "слева", "справа", "поперёк".
2. Внимание и память
"Что изменилось?". Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в
течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2
деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и
просит рассказать что изменилось.
"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких
секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти
и сравнивают с образцом.
"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какойлибо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо
понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течение
нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
3. Пространственное ориентирование

20

"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить
деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры
положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол",
"правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны",
"над", "под", "слева от", "справа от".
"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного
расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с
позицией ребёнка.
4. Симметрия
"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину
узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры можно изображать бабочек, цветы и т. д.
5.Логические закономерности
"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить
лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность
элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для
составления закономерностей используются два признака.
Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для
составления закономерностей используется один признак.
Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и
для образования закономерностей используются два признака.
"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх
горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку
даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл
упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной
детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
21

6. Комбинаторика
"Светофор". Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает
посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется,
чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке.
после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров
и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни
одного варианта.
"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит
составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из
одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.
7.Множества
"Выдели похожие" - классификация по одному свойству. Педагог показывает
детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает
правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри
выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.
Игры, развивающие восприятие формы
“Отгадай”.
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка,
треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.
Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на
ощупь форму модуля.
Правила игры:
Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз,
пока не назовет деталь.
Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму
деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
22

“Не ошибись Петрушка!”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к
модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка,
Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к
нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка,
потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись,
Петрушка!”
Правила игры: Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог
догадаться, что у него в руках. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает
правила, того Петрушка не выбирает.
“Есть у тебя или нет?”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь
определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же
деталь по форме.
Правила игры:
Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая
устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!
“Принеси и покажи”
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети
должны найти самостоятельно такую же.
23

Правила игры:
Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно
представить, что нужно найти.
Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
Игры
Младшая группа
По методике в младшей группе роль ведущего всегда берёт на себя взрослый,
так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей
группы педагог выбирает самые простые игры. Целью игр является закрепить цвет
(синий, красный, желтый, зеленый) деталей конструктора Лего, форму (квадрат,
прямоугольник).
Разложи по цвету.
Материал: кирпичики Лего всех цветов 2 x 2, 4 коробки.
Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Лего.
Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по
коробочкам.
Передай кирпичик Лего.
Материал: 1 большой кирпичик Лего.
Цель: развития координации движения.
Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего:
"Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет:
"Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится
ведущим.
Средняя группа
24

Методика. Дети уже знают цвет деталей, форму. Поэтому игры, немного
усложняются. Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное. Целью
игр научится пользоваться карточками, запомнить названия некоторых деталей
конструктора Лего. Развиваем внимание, быстроту, координацию движений,
мышление.
Найди постройку.
Материал: карточки, постройки, коробочка
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное
на карточке с постройками.
Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку,
внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто
ошибается, берет вторую карточку.
Кто быстрее.
Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего 2х2, 2х4 по 2 на каждого
игрока.
Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.
Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет
кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки
по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та
и победила.
Лего на голове.
Материал: кирпичик Лего.
Цель: развитие ловкости, координации движения.
Правило: ребенок кладёт на голову кирпичик Лего. Остальные дети дают ему
задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на
одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал
кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.
25

Старшая группа
Методика. Дети в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя
дети. В играх развиваем коллективизм, память, мышления, учимся заниматься по
карточкам. В старшей группе занимаемся с конструктором Лего "Дакта".
Чья команда быстрее построит.
Материал: набор конструктора Лего "Дупло", образец постройки.
Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес,
внимание, быстроту, мелкую моторику рук.
Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец
постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый
ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к
столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та
команда, чья быстрее построит постройку.
Найди деталь такую же, как на карточке.
Материал: карточки, детали конструктора Лего "Дупло", плата.
Цель: закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло".
Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора
Лего "Дупло". И находят такую же деталь и прикрепляют её на плату. В конце игры
дети придумывают, что получилось.
Таинственный мешочек.
Материал: конструктивный набор Лего, мешочек.
Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.
Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по
очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем
показывают.
Разложи детали по местам.
Материал: коробочки, детали конструктора Лего 2х2,2х4,2х6,клювик, лапка,
овал, полукруг.
Цель: закрепить названия конструктора Лего.
26

Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на
каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор.
Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.
Подготовительная группа
Методика. В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по
карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр развитие речи, умение
работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышления, память.
Назови и построй.
Материал: набор конструктора Лего "Дакта"
Цель: Закрепить названия конструктора Лего "Дакта", учится работать в
коллективе.
Правила: ведущий каждому ребенку по очереди даёт деталь конструктора.
Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали.
Ведущий даёт задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что
построили. Когда построили, один ребенок рассказывает что построили.
Лего подарки.
Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик,
Лего-подарки.
Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.
Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное
поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый
человечек пройдет весь круг. То он выигрывает и ребенок выбирает себе подарок.
Игра продолжается пока все подарки не разберут.
Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три,
четвертая крестик пропускаем ход.
Запомни расположение.
Материал: набор конструктора Лего "Дакта", платы у всех игроков.
Цель: развитие внимание, памяти.
27

Правила: ведущий строит какую-нибудь постройку не более восьми деталей.
В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка
закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит
правильно, тот выигрывает и становится ведущим.
Построй, не открывая глаз.
Материал: плата, конструктивный набор.
Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук,
выдержку.
Правило: перед детьми плата и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются
что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют.
Для наборов Лего характерны высочайшее качество, эстетичность, необычная
прочность, безопасность. Широкий выбор кирпичиков и специальных деталей дает
детям возможность строить все, что душе угодно. Конструкторы Лего – это
занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение,
формирующий моторные навыки.
Для первого знакомства с новым материалом важно предоставить достаточно
свободного места, так, чтобы в середине размещалось большое количество деталей,
а вокруг свободно действовали дети. Как показывает опыт, дети вначале не
склонны: рассматривать детали: они сразу же начинают их объединять, пытаясь чтото сделать.
Большое значение в этом возрасте имеет приобщение детей к складыванию
деталей конструктора Лего в коробки. При этом детям можно предложить разные
виды игры. Например: собери по цвету, кто быстрее соберет в коробочку.
С четырех летними детьми организуется более целенаправленная работа,
связанная с акцентированием их влияния на процессе конструирования. В этом
возрасте можно формировать умение выделять в предметах их пространственные
характеристики: "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая
пластинка". Детям можно уже давать схемы простых построек.
28

К пяти годам дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию,
называть её и практически создавать. В старшем дошкольном возрасте поначалу
лучше использовать уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло". Необходимо
ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и
творчества. На занятиях можно давать недостроенную конструкцию и попросить
детей достроить. У детей способы построения образца становятся обобщенными.
Детям можно предлагать конструирование по условиям: построить домик для
фермера. Для сюжетного коллективного конструирования важно создавать
необходимые условия: выбрать вместе с детьми место (ковер, стол).
Занятие по конструированию в старшей группе.
Тема: «Жизнь на другой планете»
Цель: Обустройство планеты путём постройки жилища для её обитателей из
конструктора ЛЕГО.
Задачи:
Учить строить сооружения из конструктора ЛЕГО на предложенную тему по условиям, которым должна удовлетворять постройка.
Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые ранее навыки и создавать привлекательную игровую ситуации, способствующую возникновению у детей собственных замыслов.
Воспитывать умение работать сообща и уважительное отношение
к постройке товарища.
Предварительная работа:

29

Дети рассматривали иллюстрации из книги: «Мир и человек» о планетах и
космических кораблях, картинки разных жилищ инопланетян, рассказывали о том,
что им нравится и что не нравится.
Используемый материал: мультимедийная презентация,
Форма организации занятия - работа по замыслу.
Ход НОД: Стук в дверь. Почтальон приносит письмо (видео). Вместе с ребятами
воспитатель смотрит видео - письмо. "Здравствуйте дорогие жители планета Земля.
Меня зовут Джимми, и я живу на другой планете. Моя планета называется
"Дружба". Мы живем вместе с моими друзьями. Я знаю, что Вы очень добрые и
отзывчивые. У вас в станице такие красивые дома, а у нас таких нет. Я прошу Вас
мне помочь. Прилетайте ко мне в гости и помогите построить такие же красивые
дома для меня и моих друзей. Нам вместе будет очень весело!"
Воспитатель: Ну что ребята поможем мальчику?
Дети: Да!
Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее, нас ждёт дальняя дорога. Джимми,
наверное, уже вас заждался на своей планете. Мы живём на планете « Земля», а он?
Дети: На планете «Дружба».
Воспитатель: А на чем мы можем полететь на другую планету? (на
космическом корабле). Давайте прикрепим эмблемы космонавтов и полетим на
удивительную планету приступать к работе.
(Включается музыка и презентация космического неба ).
Сморите, темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там, далеко-далеко, тоже
есть жизнь. Мы отправляемся в путь к удивительной планете. Вы – команда
межпланетного космического корабля землян. Сейчас корабль поднимется в небо.
Крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. А
30

теперь отпустите педали и штурвалы. Корабль взлетает. Мы летим в космос. На нас
приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – планета
«Дружба». И она уже близко. Мы совершаем мягкую посадку. Отпустите штурвалы
и педали. Как плавно и мягко мы сели! Давайте выйдем из корабля.
Прилетели на планету «Дружба». Смотрите нас встречает мальчик (игрушка) .
Наверное, это и есть Джимми. А на этой планете все придумали приветствовать
друг друга прикосновением щеки. Джимми здоровается со всеми детьми.
Воспитатель:

Ну

что

ребята

за

работу!

Детали,

детали,

Вы спать не устали?
Сегодня с утра нам строить пора!
Воспитатель: А как называют людей, которые строят?
Дети: Строители!
Воспитатель: А мы не простые, а космические строители, конструкторы.
Сегодня мы будем делать, как и обещали, для наших новых друзей жилища. Это
будут здания и сооружения необычные, непохожие на наши дома. Какие объекты им
нужны? Надо, чтобы жителям было в них удобно. Только надо помнить, что
начинаем постройку с основания. Вспомнить, как закончить, чем продолжить. Для
чего нужна крыша? (чтобы спрятаться от дождя).
Надо договориться о размере постройки. Напомнить, что украшаем в конце
постройки.
Пальчиковая гимнастика.
Сжимание и разжимание пальцев рук одновременно и затем по очереди.
Игра» Строители»
Воспитатель: Давайте докажем, что мы настоящие строители. Выполним
различные движения. Представьте, что вы красите лёгкой кисточкой, забиваете
31

маленький гвоздик, пилите доску, вытаскиваете гвоздик, прикручиваете отвёрткой
болтик.
Во время работы небольшая разминка.
Игра «Гусеница»
Ребята встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему и
становятся одной большой гусеницей. Каждый из вас частичка этой гусенички.
Сначала она ступает левыми ножками, затем правыми, шаг направо. Как вы думаете,
что надо делать, чтобы гусеница не разорвалась? Как надо передвигаться?
Ребята продолжают постройку. (Я уверена, что у тебя всё получится. Ты меня
радуешь)
К нам кто-то летит. Это жители другой планеты. Они увидели, что на этой планете
появилось какое-то необычное свечение. Планета вся сияет и от неё исходит тепло.
(Показ на мультимедийном экране ). Как вы думаете, что происходит?(ответы
детей) Это от наших добрых дел.
Гости привезли фотографию своей планеты (показ фото на экране) и растения,
чтобы украсить нашу планету. Жители хотят, чтобы здесь было красиво и воздух
был чистым. Что для этого надо сделать? (ответы детей)
Заключение: После окончания работы рассмотреть вместе с детьми кто что построил
и работу в целом. Отметить, кто проявил инициативу, придумал оригинальную
конструкцию, выполнил красиво. Поощрять детей за попытки помощи. При оценке
результатов оценивается насколько ребёнок изобретателен и самостоятелен.
Посмотреть все работы детей. Дать оценку роли каждого участника. В конце
отметить были ли внимательны к друг другу, научились ли договариваться.
Каждая группа конструкторов защищает свой проект. Другие задают вопросы и
утверждают. Затем композиция предлагается жителям.
32

Вы строили вместе. Какие вы молодцы! Все постройки разные и необычные.
Как вы думаете здесь будут жить наши друзья? Наше путешествие подходит к
концу, но мы не прощаемся с этой удивительной планетой и обязательно прилетим
сюда ещё, чтобы посмотреть как вы тут живёте и не нужна ли вам помощь.
Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее, нас ждёт дальняя дорога домой.
Дети под музыку улетают.

Деловая игра для педагогов
Цель: систематизация

знаний

педагогов

о

развитии

ребенка

в

конструктивной

деятельности.
Форма

проведения: деловая

игра.

Игра проводится в виде соревнования двух команд. Выбирается жюри. Команды формируются
по возрастным группам. Проводит мероприятие старший воспитатель.
Правила игры:
1.

Уметь слушать других.

2.

Вырабатывать общее решение вопроса.

3.

Принимать активное участие в игре.

4.

Не оспаривать оценку жюри.

5.

Соблюдать культуру речи и тактичность.

33

План проведения педсовета:
Задание

1.

«Наше

имя»

Каждая команда называет себя в соответствии с темой педсовета. Потом придумывают девиз и
название команды. Затем идет представление команд. Например:
Команда

«Идеал»:

Всем

на

свете

Дом,

людям

конечно,

Раз

—

Вот

и

Мы

кирпичик,

два

дом
—

нужен.

с

—

кирпичик,

надежной

крышей.

команда

—

«Идеал»,

В постройке дома — универсал!
Наш

девиз:

'

Вот

кирпичик,

вот

пластинка,

Будет дом ваш как картинка.
Команда

«Мастерицы»:

Мы

мастерицы

Вы

просто

нам

Но

класс…

соперники

будем

вместе

сейчас!
мы

решать,

Как деток наших обучать.
Наш

девиз:

Наши руки не знают скуки.
Задание
Ваше

2.
определение

Разминка
слова

«конструирование».

(Конструирование — игра со строительным материалом; занятие, на котором сооружаются
постройки

из

деталей

конструктора;

это

строительство,

осуществление

замыслов.)

А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:
«Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать
что-нибудь».


Вид деятельности(продуктивная

(конструктивная) и познавательно-исследовательская

деятельность.)


С каким видом детской деятельности тесно связано конструирование? (Игровой

деятельностью),

34



К какой образовательной области относится «Конструирование»? (Образовательной

области «Познание»)


С какими образовательными областями происходит интеграция в процессе проведения

НОД «Конструирование»? (Художественное творчество, Чтение художественной литературы,
Социализация, Коммуникация, Труд, Музыка)
Задание

3.

«Теория

конструирования»

Каждой команде дается альбомный лист, где ее члены излагают основные задачи
конструирования для возраста своих воспитанников. Потом старший воспитатель вывешивает
таблицы с задачами по программе «От рождения до школы». Далее происходит анализ
составленных педагогами таблиц, после этого выставляется оценка командам на знание
возрастных задач по конструированию (см. табл. 1).
Задание

4.

«Счастливый

билет»

У меня есть 10счастливых билета. Каждая команда выбирает себе по 5 билетов и готовится к
ответам по этим билетам.
Билет N 1.
Назовите

детали

конструирования,

входящие

в

деревянные

строительные

наборы.

(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.)
Билет N 2.
Что

можно

отнести

к

плоскостному

конструированию?

(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы, «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.).
Билет
Как

развивать

N
творческие

способности

3.

детей

в

конструктивной

деятельности?

(Выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному
замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)
Билет N 4.
Какие

воспитательные

задачи

реализуются

в

конструктивной

деятельности?

(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)
Билет
Какие

N5.
бывают

виды

конструирования?

(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные
способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги
и природного материала).
35

Первый вид - ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают реальные объекты,
придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются
структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой
деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры).
Второй вид - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Дети, создавая образы, не только отображают их
структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой,
формой.
Билет

N6

Назовите

виды

конструктивного

материала?

(Конструирование из строительного материала, из бумаги, из природного материала, из
бросового материала, из крупногабаритных модулей).
Билет

N7.

Назовите

виды

конструктора?

(Деревянные, Пластмассовые, Металлические, Керамические).
Билет

N8.

Выберите

правильный

ответ.

Кто из перечисленных ниже авторов, педагогов занимался вопросами конструирования в
дошкольном

возрасте:

•
•

Сафонова

О.

А.

Парамонова

Л.А.

•

Шорыгина

•

Фешина

•

Бондаренко Т. М.

Т.

В.

Е.

В.

Билет
Какие

N9.

формы

Существует
•

организации

несколько

форм

Конструирование

по

обучения

конструированию

конструирования,
образцу

которым

(во

должны

всех

вы

знаете?

овладеть

возрастных

дети:

группах).

•

Конструирование по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия)

•

Конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению

поставленной
•
•

Конструирование

но
по

пределы

простейшим

ее

чертежам

ограничены
и

наглядным

темой).
схемам.

Конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором

ребенок
•

задачи,

решает

Конструирование

по

все
условиям

(в

задачи
предложении
36

выполнить

самостоятельно).
постройку

задаются

определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить
постройку).
•

Каркасное конструирование.
Билет

С

какой

N10.
возрастной

группы

начинается

коллективное

конструирование?

(старшая группа)
Задание 5. Конкурс «Отгадай-ка»
В

чем

заключается

суть

конструирования

(по

командам):

По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного
материала и конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование
трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе
которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап.

По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка
очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей
строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части,
потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им
предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Это усложнённая
разновидность конструирования по образцу.

Задание 6. «Теория».
Выделите основные методы и приемы конструирования по возрастам.
I младшая группа:
- сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и
37

последовательности,
-рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), выделяет детали
постройки
- подробный показ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями.
- перед постройкой рассматривать с детьми как реальные предметы (заборчик, домик, скамейка,
лесенка и пр.), так и их изображения,
- обыгрывать с ребятами созданные постройки.
- совместная деятельность с педагогом.
II младшая группа:
-конструировать, преобразуя образец воспитателя по условиям,
- целенаправленно рассматривать с детьми реальные объекты, сравнивать их с изображениями,
- привлекать детей к анализу образца.
Средняя группа:
-показ сооружения постройки,
-самостоятельная работа ребенка по образцу построек воспитателя,
-предоставление возможности выбора в материалах, в количестве его.
-конструировать по образцу построек взрослых,
-преобразовывать образцы по определенным условиям,
- приобщают к конструированию по условиям – детям не предлагается образец, а дается ряд
условий, которым должна соответствовать конструкция,
- строить по замыслу,
- делать анализ построек, конструкций, элементарных чертежей (рисунков, изображающих
постройки),
- совместная со взрослым конструирование.
Старшая группа:
- образец воспитателя примерный,
- в качестве образца используют фотографии, рисунки,
- преобразовать по условиям,
- строить по теме,
- строить по замыслу.
- словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др.
- ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка
не завершается.
38

Подготовительная к школе группа:
-опора на опыт ребенка.
- даются тема и условие.
-конструирование по фото.
- конструирование по преобразованию образцов по условиям и по замыслу,
-более сложные формы обследования предметов.
Задание 7. «Строим дом».
Каждой команде дается набор конструктора, предлагается тема. Команда строит свой дом
согласно задачам возраста своих воспитанников.
Младшим возрастам дается задание дополнительно, так как они справятся быстрее. Можно
предложить сделать дом из бумаги, пластиковой бутылки.
Подведение итога деловой игры.
Награждение команд грамотами «Почетный конструктор ДОУ», «Лучший архитектор дома»,
«Знаток конструирования», «За оригинальность проекта», медалями «Лучший воспитатель».

Решение педагогического совета
1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития конструктивной деятельности:
пополнить в группах материалом уголки
(ответственные воспитатели, срок — в течение года);
2. Отражать в календарных планах индивидуальную
работу по развитию конструктивных способностей
детей дошкольного возраста
(ответственный—старший воспитатель, воспитатели, анализ планов — ежемесячно).
3. Провести среди детей подготовительной группы конкурс на создание построек по замыслу:
«Лучший замок»
(ответственные — воспитатели подготовительной группы, срок — апрель).
4. По результатам смотра-конкурса развивающей среды по конструктивной деятельности в
группах поощрять отличившихся педагогов.
(ответственный — руководитель ДОУ, срок — на итоговом педсовете).
39

40

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Красная шапочка» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию
воспитанников.

Программа дополнительного
образования для детей
с 4 до 7 лет
«ЛЕГО-конструирование»

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».